"Самоуверенность любителей - предмет зависти профессионалов"

Прислали мне на электронную почту такую фразу в теле письма - "Самоуверенность любителей - предмет зависти профессионалов". Давно хотел порассуждать на эту тему.

Когда-то давно, в самом конце девяностых, я плотно увлекался копьютерами и всем, что с этим связано. В Рб тогда были атомные цены на все технику и мой мозг будоражили рассказы о смешных ценах на память, процы, которые доставали на немецких шротах. Выхода на Германию у меня не было, но через знакомых вывели на перегонщиков автомобилей, которые гоняли машины из Щецина – польского города на границе с Германией. Там была барахолка из немецких товаров (скорее, шрота), который привозили из Германии (в Германию нужна была виза, а в Польшу тогда ездили по туристическим ваучерам, которые продавали на границе РБ и Польши по 1-2 доллара за штуку – во времена были!). И я спросил у этих перегонов, продают ли там компьютеры. Они не знали что это такое. Я описал им их как белые ящики и руками показал примерные размеры. Мне сказали, что вроде есть – нужны клиенты перевозчикам перегонщиков в Щецин)). Поездка тогда стоила что-то в районе 20 долларов США. Для студента это как-бы и немало, но и не много  - одна стипендия. В общем, надо ехать.

И вот дорога. Ощущения после РБ были колоссальные – ровные и узенькие дороги, совсем другие дома и гипермаркеты с их размерами (в Беларуси тогда их еще не было). После долгой дороги попал на польский рынок (гельду). Не буду в подробностях описывать детали коммерческих сделок, дабы не привлекать внимание компетентных органов. Скажу лишь, что перегонщики, бравшие авто за 1500-1800 долларов США и зарабатывающие на ней при продаже в Беларуси 200-300 долларов стали выказывать недовольство студентом, который, по их мнению, толком ничем не рискует, а зашибает нормальные деньги. После первых двух поездок стала четко понятна разница в цене между Польшей и Минском.

Любитель, правда, не совсем был лох. Компами интересовался, на гельде сориентировался, что в Рб интересно тащить, а что – нет. При этом влез в струйные принтеры, до этого ничего в них не понимая. Из этого не выросло мегабизнеса, да и бизнеса тоже. Но опыт для студента был колоссальный.

Сейчас, оглядываясь назад, думаю, что успел запрыгнуть в последний вагон – время, когда рынок еще не был насыщен и спрос был, я бы сказал, выше предложения. Завидую тем, которые попробовали это в 1991-1992гг. Эти люди сейчас владеют большими предприятиями. Я ухватил крохи. Ну да ладно.

Но это пример любителя, который без подготовки поехал в никуда толком и некоторое время делал это с удовольствием для души и кошелька.

Хотя до этого и после этого были попытки с наскока влезть в непонятные, чуждые темы. Очень разные, от ягод и сельского хозяйства до частных кредитов. Заканчивалось это печально)). В защиту этой теории была только книжонка в несколько страниц, написанная якобы Б.Березовским, суть которой сводилась к принципу: надо влезть в драку, а там будет видно. После это был у меня очень печальный опыт по такой методике и я от нее отказался.

Подход попытаться просчитать все возможные риски в итоге приводит к отказу от воплощения идеи или старта бизнеса (интересно, это особенность моя, как личности, а может страны Республики Беларусь), т.к. рисков очень много, а мой опыт подсказывает, что учтено все равно не все и это отразится на сроках и доходности в итоге. Я стараюсь просчитывать и оптимистичный расклад, и пессимистичный. Если пессимистичный устраивает, то можно начинать. Но у меня по итогу пессимистичного расклада выходит, что овчинка выделки не стоит.

Я ранее рассказывал про опыт участия в аукционе по продаже госимущества. За один лот со мной боролось еще 4 группы молодых ребят (20-21 год). Одна из этих групп купила другой лот. После аукциона я спросил у них, кто они и что планируют. Им по 20 лет, без вышки, первый бизнес-опыт после работы на госслужбе. Они планировали в старом коровнике разводить червей на продажу. Мне стало так интересно. Я спросил про их бизнес-план.

Они сказали, что за 2 дня до аукциона открыли компанию (общество с ограниченной ответственностью), выиграли аукцион, денег даст чей-то отец. Бухгалтера еще ищут, предложение о найме бухгалтера за 100 долларов США в месяц их не устраивает – дорого. Бизнес-план прост: купить червей, привезти питательную среду и бросить их там размножаться. Как подключать электричество их не волновало, мол свет им не нужен. Подлежит ли это какой-либо сертификации они не узнавали – потом разберутся. Фирму зарегистрировали в Минске, про 6 Декрет с налоговыми льготами в малых городах не слышали. Денег у них нет, за что покупать будут червей и питательную среду – еще неизвестно. Черви вырастут в оптимистичном раскладе минимум через 6 мес (как они будут расти с дырявой крышей зимой - непонятно). Сколько будет стоить ездить за 40 км от Минска на место разведения калифорнийских червей – разберутся потом. Как они будут продавать этих червей и где, главное – кому, будут ли упаковывать, какая будет при этом доходность – тоже разберутся потом. Про возможную необходимость реконструкции здания и ее примерной стоимости не слышали в принципе. В общем, я был в шоке от этой святой простоты.

Идея разведения была почерпнута из широкий сетей интернета (сам читал, загорелся, посчитал и потух). В общем классический пример фразы заголовка – я позавидовал их оптимизму и уверенности. Весной съезжу обязательно на их ферму и посмотрю на результаты бизнеса любителей. Может я уже просто старый зануда?  

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
1 + 16 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.